- 56854
4 фразы, которые помогут отказать кандидату
Отказы — один из самых неприятных моментов в работе любого рекрутера, но от них никуда не деться. Work.ua делится советами, которые помогут упростить эту задачу.

Самый плохой вариант отказа: сказать кандидату: «Мы вам перезвоним!» — и не перезвонить. Никому не хочется это делать, и у всех есть более важные и интересные задачи. Но отказывать важно:
- отказы — это одна из составных частей имиджа компании на HR-рынке;
- это ваш имидж как рекрутера;
- наконец, это просто ваша работа.
При этом помните, что отказывать проще письмом, а не по телефону. Это менее сложно эмоционально и для соискателя, и рекрутера.
Но если отказать приходится потенциальному топ-менеджеру, лучше найти время для телефонного звонка. В ходе разговора необходимо привести доводы, которые стали причиной отказа, и высказать сожаление и надежду на то, что желание работать в компании у соискателя сохранится. Заканчивая беседу, стоит пообещать кандидату связаться с ним, как только появятся новые вакансии.
И, конечно, отказ должен быть обоснован и только деловыми качествами. Вместо «К сожалению, мы не готовы сделать вам это предложение сейчас» составьте индивидуальный ответ. Work.ua приводит 4 примера аргументов.
«Мы приняли на работу кандидата с большим опытом»
Любой кандидат при поиске работы задумывается о своем профессиональном багаже, и о том, почему он не получил должность — чего ему не хватило для победы в соискании вакансии? Поэтому ему будет легче принять отказ, если он узнает, что в борьбе за должность победил сильнейший, т.е. более опытный.
Например: «К сожалению, на данный момент вы не подходите нам по опыту. Мы ищем кандидата, который, как минимум, три года работал в этой сфере и знает рынок».
«Мы приняли на работу кандидата с профильным образованием»
Если образование в требованиях к вакансии указано не для красного словца, а непосредственно влияет на качество работы, логично отказать соискателю, у которого оно неоконченное или непрофильное.
«Руководство решило переместить на эту должность уже работающего в компании сотрудника»
Компании развиваются, сотрудники тоже. Менеджер по продажам в свободное время выучился на дизайнера и тоже прошел собеседование на открывшуюся вакансию? Вполне понятно, почему ваш выбор пал на сотрудника, который уже работает в компании, знаком с ее ценностями, правилами и коллективом.
«Для работы на этой должности необходимы такие и такие знания или навыки, которых у вас нет, поэтому мы приняли решение в пользу другого кандидата»
Если же кандидату не хватило профессионального багажа — напишите, как есть. С конкретным указанием навыков, которых не хватает. Зачастую и сам кандидат осознает, что «недотянул», но надежда, как известно, умирает последней.
Корректно сформулированный отказ может дать вам «горячий резерв», если вы не на 100% уверены в выбранном кандидате. Но не внушайте ложных надежд «номеру два», ведь его услуги могут оказаться и невостребованными.
Шаблон письма-отказа
Как правило, письмо-отказ соискателю состоит из:
- приветствия;
- благодарности за уделенное время и внимание к компании;
- сообщения, что вакансия закрыта, на нее принят другой кандидат;
- нескольких теплых слов с пожеланием успеха в заключение.
Иногда в письмо добавляют фразу: «Надеемся, вы не будете против, если мы сохраним ваш отклик и обратимся к вам, если у нас появятся другие предложения».
В работе с отказами ничего страшного нет. Особенно, если сделать эту часть работы отлаженным бизнес-процессом. Тогда снижается ее эмоциональная составляющая, и проблема становится просто задачей, которую надо решить. Конечно, работать совсем без сердца в подборе нельзя, да и не нужно, но и растрачивать попусту эмоциональный ресурс тоже не стоит. Work.ua желает вам удачного подбора.
9 комментариев
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.
1. Намекая на непрофильное образование, вы отталкиваете людей от профессии. Он мог быть крутым специалистом и "без корочек", но вы его убили. Хотя примеров столько, что даже исключением нельзя назвать. Живите с этим.
2. Опыт далеко не всегда играет решающую роль. Полно случаев, когда новичок "обходит" с лёгкостью опытного сотрудника.
Адекватно выглядят только варианты с закрытием вакансии внутренним ресурсом, или прямое указание на отсутствие определённых знаний или навыков. Так у соискателя хотя бы останется желание развиваться дальше и пробовать снова. Он к вам вернётся обязательно. В ином случае он пойдёт к конкурентам, потому что они не выпендриваются, а прямо говорят то что думают.
И еще: всегда можно судить о человеке по тому, как он принимает отказ любого рода (в работе, в свидании, в оказании помощи итд).
Кто-то благодарит и желает успехов в ответ, кто-то игнорит, кто-то начинает йорничать и "спасибо за стандартный отказ" итд, а кто-то до последнего выпытывает, почему не он, давит на жалость, упрашивает дать шанс итд. Каждая реакция о многом говорит.
Я вважаю, що відповідь 100% обов'язкова після проведення співбесіди. І в такому випадку індивідуальна відповідь це must have.
Відповідь просто на резюме теж важлива. Бо кандитат має розуміти, чи має він якісь шанси, чи ні. Але якщо тільки резюме хоч частково відповідає вимогам вакансії.
Якщо ж резюме і близько не дотягує до вимог, я вважаю, що стандартної відповіді достатньо. Якщо кандидат не має часу уважно прочитати вимоги вакансіі, то чому рекрутер має знайти час на змістовну відповідь?...
Але це все моя точка зору і ви маєте право не погоджуватися.