Всем известно, что знание английского языка дает преимущество при трудоустройстве и при дальнейшей работе. Но что делать, если уверены, что у вас просто нет способностей к изучению языков? Первым делом усомнитесь в этой установке, а что делать дальше, расскажут эксперты.

Правда в том, что не существует особых способностей или неспособностей к изучению языка. Человек просто придумывает себе формальную причину, чтобы объяснить, почему он хочет прекратить обучение. Почему это происходит и как с этим бороться, эксперты онлайн-школы английского языка EnglishDom рассказывают в статье для Work.ua.

Физиология языка: что утверждают психологи и невропатологи

Вы уже знаете как минимум один язык — родной. Уже то, что вы читаете эту статью говорит, что у вас есть способности к изучению языков.

Невозможность изучить языки в целом свойственна только людям со сложными психическими расстройствами и нарушениями работы мозга.

Принципы работы мозга во время изучения языков уже серьезно исследованы. Есть целый ряд работ, которые анализируют, как мозг реагирует на новые слова на других языках.

За распознавание языков, моторику, артикуляцию и способность формировать связную речь отвечает несколько небольших долей мозга — так называемые зоны Брока и Вернике, а также ассоциативный центр.

Все эти центры действуют одновременно, образуя таким образом «речевой круг»:

  • Ассоциативная зона формирует слова в связные предложения.
  • Зона Брока управляет мышечной артикуляцией и воспроизводит речь.
  • Зона Вернике распознает то, что говорит сам человек, и речь других людей.

Именно эти зоны работают у детей, когда они изучают родной язык. Они же включаются, когда человек учит иностранный.

Исследования ученых из Великобритании и ученых из Китая и США подтвердили, что изучении иностранных языков все так же активно работают ассоциативная зона, зоны Брока и Вернике.

А это значит, что для мозга нет разницы, учит он первый или второй язык, — механизмы практически одинаковы.

Языки проще учить в детстве: правда или ложь

С одной стороны, практика показывает, что дети действительно учат языки проще и быстрее.

К примеру, исследование испанских ученых о билингвальных детях показывает, что второй язык ребенок лучше всего постигает в возрасте до 5 лет. А наилучшие результаты показывают дети в билингвальных семьях, где у родителей разные родные языки, или в семьях иммигрантов, которые переехали в другую страну, когда ребенку было до 5 лет.

Из этого есть интересный вывод: лучше всего иностранный язык изучается в естественное среде.

Мозг ребенка действительно более гибкий, поэтому любая информация запоминается проще. Но для изучения языков разница довольно незначительная. Спрашивать нужно по-другому: «Почему во взрослом возрасте иностранные языки учить сложнее?» Потому что взрослые учат иностранный не так как дети.

80% взрослых людей, которые начинают изучать английский, не знают других способов изучения, кроме лекций, грамматических упражнений и перевода текстов. А как показывает опыт, это один из самых неэффективных способов учить иностранный язык.

Сейчас английский язык штудируют в школе на протяжении 10 лет. Но после выпуска лишь около четверти учеников обладают уровнем языка Advanced или выше.

По результатам ЗНО 2020 года только 26,41% абитуриентов сдали экзамен по английскому на 170 баллов или выше, что примерно соответствует уровню Advanced.

Большинство же вообще остается на Intermediate и даже Pre-Intermediate. А абитуриенты, которым английский нужен для поступления, тратят большие суммы на курсы и репетиторов.

В неделю на обучение может уходить от 2 до 6 часов. Но уроки не дают полного погружения, поэтому и результаты проявляются медленнее.

Оказывается, что все дело в экосистеме. Ребенок находится в экосистеме языка 24/7. Каждый день он слышит родную речь и учится воспринимать ее на слух, воспроизводить отдельные звуки и слова, понимать их значение на примерах и действиях. Этот механизм обучения включается, когда взрослый человек, например, переезжает в другую страну. Тогда действительно за месяц-два язык можно вытянуть до базового разговорного уровня.

Мнение, что в детстве языки учить проще, — ошибочное. Но на самом деле, при правильной организации учебного процесса иностранный язык можно выучить и в 80 лет.

Более того, близкородственные языки учить гораздо проще, потому что в них многие лексемы совпадают. Так, человек, который знает украинский, может без проблем выучить польский — 70% лексики в них совпадают. Разница только в произношении и алфавите.

Формула изучения английского: как не зависеть от «способностей»

Формула изучения английского языка довольно простая:

Цель + Мотивация + Вовлечение + Экосистема = Эффективное изучение языка

Всего четыре составляющих — и работают они абсолютно для всех. Но если исключить хоть один пункт — результат будет не очень.

Вкратце расскажем, на что влияет каждый из них.

Цель

Студент должен ясно понимать, для чего он тратит свое время и ресурсы на изучение английского. Ведь чтобы хоть как-то продвинуться, нужно как минимум три месяца, а то и полгода.

Цель должна быть обозримой и практичной. Переехать на ПМЖ в англоязычную страну, сдать экзамен для поступления в университет, получить повышение на работе, начать работать с иностранными заказчиками — это все хорошие цели, а английский играет роль инструмента в их достижении.

«Просто интересно» или «Не помешает» — плохие цели. Они не ведут к каким-нибудь практическим успехам. Поэтому при первых же сложностях большинство студентов с такими целями прекращает заниматься.

Мотивация

Даже маленькие успехи положительно влияют на учебный настрой. Если поставить сразу глобальную цель, то на ее достижение уйдут месяцы. А мозг будет воспринимать процесс как отсутствие успеха. Из-за этого желание заниматься будет падать.

Технологии отлично помогают визуализировать процесс и поддерживать высокий уровень мотивации. К примеру, в цифровом учебнике EnglishDom вы всегда можете увидеть, сколько уроков прошли за месяц, в каких темах стали лучше, сколько новых слов выучили.

Каждая крупная цель разбивается на множество мелких и достижимых подцелей, которых можно достичь за несколько дней или недель. Тогда мозг «видит» промежуточные результаты обучения и поддерживает высокую активность на занятиях. Потому что если прогресс заметен, то есть смысл продолжать.

Вовлечение

Полностью зависит от преподавателя и механики занятий. Чтобы учеба была результативной, она должна быть интересной.

Зубрежки хватает только на пару дней — дальше вся зазубренная информация просто стирается из памяти. Мозг считает такие данные «мусором» и избавляется от них.

Зато слова понравившейся песни запоминаются уже со второго-третьего раза. И часто — на всю жизнь. Просто потому, что она интересна. Тогда мозг активно создает ассоциации и информация сразу попадает в долгосрочную память.

Механизмов вовлечения есть огромное количество. Это и геймификация, и индивидуальный подбор примеров и рабочих материалов, и интерактивные занятия — современные технологии обучения EdTech предлагают просто огромный выбор.

Но здесь многое зависит и от того, насколько правильно организованы сами занятия.

Проверить уровень вовлечения очень просто. Если в конце занятия у вас возникает мысль «А что, уже все?», значит все работает правильно.

Экосистема

И вот она полностью зависит от школы или платформы, на котором вы занимаетесь.

Восприятие на слух, чтение, формирование предложений, словарный запас, живая речь, использование идиом и сленга — все это составляющие языка. Для комплексного изучения иностранного прорабатывать нужно все и сразу. Иначе эффект будет куда слабее.

Идеальный способ — переехать в англоязычную страну на месяц-другой. Но будем честными, немногие могут себе это позволить.

Поэтому на выручку приходит искусственная экосистема. С ее помощью можно эффективно прокачивать все аспекты языка без чрезмерных усилий. Можно подключиться сразу в существующую экосистему — технологичные образовательные платформы собрали «общий каркас» и подгоняют ее индивидуально под каждого студента. По сути, дело остается за малым — внедрить себя в нее. Это стоит денег и усилий, зато к внутренней мотивации добавится внешняя.

С другой стороны, экосистему можно сформировать самостоятельно из бесплатных приложений и онлайн-систем. Для этого нужно сфокусироваться на категориях и подобрать инструменты для прокачки разных аспектов языка. Мы подготовили шпаргалку:

  • Приложения для изучения лексики — прокачивают словарный запас.
  • Онлайн-тренажеры — помогают учить грамматику и письменное использование языка.
  • Разговорные клубы — онлайн или оффлайн, они усиленно прокачивают навыки восприятия на слух, поддержания и ведения дискуссии на английском, использования лексики на практике.
  • Языковой контекст — все сериалы и фильмы, книги и статьи в интернете — на английском, подписки на социальные профили иностранных знакомых и знаменитостей. Все это дает чувство языка, повышает его актуальность.
  • Цифровой учебник с интерактивными упражнениями — классный, но редкий продукт для одновременного взаимодействия с материалами и учителем. В нем студент занимается с преподавателем, поэтому дополнительно развивает чувство языка, разговорные навыки и грамматику.

С помощью экосистемы язык изучается комплексно, поэтому и результаты заметны уже через несколько месяцев таких занятий. Составляющие и инструменты могут меняться, но главное, чтобы они помогали практиковать все нюансы языка.

Это все. Как видим, изучение языка не зависит от способностей — каждый человек может выучить английский. Просто не существует людей, которые на это не способны. А если вы думаете так о себе, то это всего лишь повод поменять преподавателя или попробовать другую систему обучения.

А когда вы наконец овладеете иностранным, не стесняйтесь и расскажите об этом потенциальным работодателям — обязательно добавьте информацию о знании языков в резюме на Work.ua.


Читайте также